Москва
Проспект мира 62,
оф. 302
ПН.-ПТ.: 9:00 - 18:00
СБ.: 9:00 - 15:00
ВС.: выходной

Дело Сунь Ятсена

23.08.2017
Дело Сунь Ятсена

В истории каждого народа хранится память о великих людях, тем или иным образом повлиявших на государственное развитие. В Берлине любой инженер расскажет Вам о Бисмарке или Коле, в Париже всякий булочник – о Наполеоне и генерале де Голле. В России люди помнят Петра Великого, Столыпина, Сталина. При этом, если Вы, конечно, слышали о перечисленных выше европейцах, то с представителями Востока труднее – слишком пока велика культурная разница. Между тем, Китай велик не только товарищами Мао и Дэном. Они – последователи. Первым в этом ряду стоит Сунь Ятсен (или Сунь Чжуньшань на путунхуа). И уже любой переводчик с китайского на русский в Пекине вам может о нем рассказать. Так кто же это?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует кратко описать ситуацию, в которой он жил и работал.

В начале двадцатого века многие страны мира столкнулись с кардинальной ломкой привычного политического уклада: монархия пала в Германии, Австро-Венгрии, России, Турции. В этом ряду стоит и Китай. Синьхайская революция, произошедшая в 1911 году, положила предел почти трехвековому доминированию Цинов – маньчжурской чуждой ханьцев династии, вернув, как тогда казалось, власть в руки самого народа. Однако в Китае никогда не было республики – жители привыкли к абсолютной монархии. Как на этой базе обеспечить стабильность и процветание?

Ответ на данный вопрос дал как раз Сунь Ятсен, который в то время одной из наиболее заметных личностей в Поднебесной.

Начав участвовать в политике еще в студенческие годы,  он основывает в 1894 году «Союз Возрождения Китая», целью которого становится полное освобождение страны от власти маньчжуров. После неудачной попытки восстания в Кантоне он перебирается в Токио, где им был основан Объединенный Союз, который позже переродился в Гоминьдан. Именно в это время окончательно сформировались «Три народных принципа» (Саньмин чжуи), оформленные в официальную доктрину Националистической партии Китая (Гоминьдана) к 1919 году. Первый принцип – национализм, а именно борьба против колонизаторов, причем все народы Китая признавались равными. Второй -  народовластие, демократизация общества. Наконец, третий – это народное благосостояние, то есть модернизация страны и конечный выход на уровень Западной Европы.

Сыграв важную роль в формировании идеологической основы Китайской республики, Сунь Ятсен не успел проявить себя в полной мере – в 1925 году, будучи главой правительства Южного Китая, он умирает после продолжительной болезни.

Однако его дело живет и сегодня – на Тайване «три народных принципа» являются официальной идеологией, в КНР его чтят как основателя Республики и борца с империалистами.