Москва
Проспект мира 62,
оф. 302
ПН.-ПТ.: 9:00 - 18:00
СБ.: 9:00 - 15:00
ВС.: выходной

Особенности китайской модели государственного управления

30.08.2017
Особенности китайской модели государственного управления

Государственная система любого государства является одной из важнейших характеристик, ему присущих, определяющих динамику политического, экономического и социального развития, регламентируя все эти сферу государственной и общественной жизни. В целом, в устройстве управления страной во многом отражается сущность государства и ее политического режима.

Китайская модель государственного управления обладает своеобразной структурой и отличительными чертами, которые отражают богатейшую историю Поднебесной.

Одно из наиболее известных произведений китайской литературы – «Троецарствие» (эту работу на русский начинается следующими словами: «Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются». Воссоединение Китая в рамках единого государства, действительно, происходило не раз под властью сменяющихся династий, как отмечал известный переводчик в Шанхае В.А. Панасюк.

Надо отметить, что китайский император – «сын Неба», обладал в Китае совершенно особым статусом, первое упоминание о котором встречается в работах древнего китайского книжника эпохи начала правления династии Чжоу Чжоу Гуна (XI век до н. э). Возникла идея, легитимирующая нахождение определенной династии на китайском престоле – «Мандат Неба». Он мог быть, в случае неподобающего поведения властителя передан другой семье. Основными причинами такого могли стать неисполнение священных ритуалов, потеря добродетелей или безнравственность правителя.

Создание единой Империи Цинь в 221 году до нашей эры предопределило формирование в рамках китайской цивилизации единого государственного образования, продолженного последующими династиями, которые, хотя и представляли порой неханьские народности (Юань, Цин), однако в целом являли собой традиционную китайскую комбинацию конфуцианства и легизма, на которые последовательно опирались императоры различных династий.

На протяжении более тысячи лет единый Китай являлся региональным гегемоном, хотя прочность его строилась вовсе не на нерушимости государственных институтов: напротив, ни одна из династий не просуществовала более 300-400 лет (хотя, этим вряд ли может похвастаться какая-либо правящая династия в мире в целом), но особому складу единой культуры, в центре которой лежало учение Конфуция с идеалом своеобразного «государства-семьи», честных и благородных чиновниках.

В этом плане нормативным стало понятие «Цзюнь-цзы» или «благородного мужа», который являлся носителем традиционных конфуцианских добродетелей. Он противопоставлялся так называемым «сяо жэнь» или «ничтожным, маленьким людям», которые, воплощая в себе эгоистический прагматизм, не могли выйти за пределы собственной практической специализации, развиваться в нравственном отношении.  

В то же время, отстаивалась идея необходимости иерархии, деления социума на неукоснительно выполняющие свои обязанности ступени. Центром всей систему, всего государственного аппарата являлся Сын Неба – император Китая. Вокруг него строилась вся система государственного управления.

Вместе с тем, Китай традиционно отстаивал меритократический порядок, согласно которому, с помощью сложной и многоступенчатой системы государственных экзаменов, на важные государственные должности выдвигались действительно способные чиновники, которые не обязательно обладали знатным происхождением. Например, во времена династии Сун большое значение имела трехступенчатая система экзаменов кэцзюй, по которой на должность чиновника отбирались наиболее достойные и способные молодые люди, разбирающиеся в искусствах, администрации и конфуцианстве.