Москва
Проспект мира 62,
оф. 302
ПН.-ПТ.: 9:00 - 18:00
СБ.: 9:00 - 15:00
ВС.: выходной

Роль Китая в развитии Дальнего Востока

20.09.2017
Роль Китая в развитии Дальнего Востока

С китайской стороны ДВФО противолежит провинция Хейлунцзян, являющаяся одной из баз тяжелой промышленности КНР, однако не локомотивом Китая в целом. При этом, там проживает 38 млн. человек (15 место в списке провинций КНР), а ВВП – 1,250 трлн. юаней (или 13,7 трлн. рублей). То есть очевидны возможности для привлечения китайских инвестиций с целью развития российского Дальнего Востока. Вопрос в том, в каких сферах и в каком объеме это реально осуществить. 

В экономике российского Дальнего Востока, как и всей экономике России, важное место занимает добыча полезных ископаемых (24,7% от ВВП). Но необходимо более детально рассмотреть эту сферу с тем, чтобы понять, какой вид сотрудничества наиболее подходит именно в сфере добычи углеводородов. Прежде всего, что касается наиболее традиционного источника энергии ТЭЦ –угля, то на Дальний Восток приходится до трети угольных запасов России (1878 млрд т), при этом велики объемы производства как раз в пограничных с Китаем Амурской обл. и Приморском край. До скачка курсов, правда, встречались только единичные случаи работы китайских мигрантов в этой сфере. Другое дело - привлечение инвестиций. Например, в 2006 году Партизанск – бывший шахтерский поселок уже посещала делегация китайских промышленников из Пекина и города Цзиси для проверки возможностей открытия собственной добычи угля для предприятий в Китае на территории Приморского края.

Что до добычи углеводородов, то наиболее перспективным направлением является освоение Дальневосточных морей (Охотское, Берингово). Это уже сегодня один из наиболее активно разрабатываемых шельфовых районов в России. Именно в Охотском море реализуется серия совместных проектов СПГ «Сахалин». Особенно велики в регионе запасы природного газа: до 1,2 трлн. м3, запасы нефти при этом составляют около 500 млн.

Следующим важным направлением сотрудничества может стать транспорт и связь, занимающий в целом 13,4% от ВВП ДВФО. По мнению представителя российского МИД на Дальнем Востоке Игоря Агафонова, а также ряда профессиональных переводчиков с русского на китайский, одним из основных центров развития этого направления мог бы стать Владивосток, являющийся уникальным транспортным хабом, с исключительным расположением, где пересекаются все транзитные пути – море-море, суша-суша, суша-море и море-суша. Кроме того, Владивосток может явиться крайней точкой Северного морского пути – кратчайшего маршрута между Европой и Азией (на 2500 морских миль короче прохода через Суэц).