Миграция в рамках ШОС

02.10.2017
Миграция в рамках ШОС

На северо-востоке Азии, а также в центральной ее части в последние десятилетия, вследствие коренных политических, экономических и социальных перемен, миграционные процессы приобрели уникальный по историческим меркам размах. После развала Советского Союза и мировой социалистической системы забурлили бывшие советские среднеазиатские республики, Афганистан так и не оправился после последствий вывода советских войск, а потом ситуация лишь усугубилась американской оккупацией, а социально-экономические сдвиги в Китае также привели к серьезным миграционным процессам внутри этой республики.

Специализирующимся на политико-экономическом сегменте переводчикам с китайского на русский важно понимать, что сегодня ШОС представляет собой объединение, включающее в себя 61% территории Евразии. Совокупный демографический потенциал равен четверти населения Земли, а экономическая мощь превосходит как США, так и ЕС (правда, эти два показателя велики в основном за счет КНР). Центральной осью стало сотрудничество двух членов Совета Безопасности ООН –России и Китая.

Все возрастающую важность в начале двадцатого века несла проблема трудовой миграции, поэтому начало деятельности ШОС предоставило хорошие возможности для попыток эту проблему институализировать и приступить к решению.

Тут интересно отметить, что в условиях нарастающей глобализации потенциал международных организаций как раз помогает снизить риски негативных проявлений миграции, о чем говорит деятельность таких центров как:

  1. Организация безопасности Совета Европы
  2. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев
  3. Международная организация по миграции

Поэтому, после того как партнерам по ШОС удалось решить основные территориальные споры (Россия-Китая, Китай-республики Средней Азии), перед ними открылись новые возможности для развития регионального сотрудничества.

В начальный период функционирования ШОС основным местом притяжения рабочей силы являлась РФ, что потребовало принятие более разработанного миграционного законодательства: уже к 2022 году были приняты ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О гражданстве РФ», проводятся мероприятия против нелегальной миграции.

В целом, именно нелегальная миграция представляла проблему в взаимоотношениях стран-членов ШОС. Она решалась в двусторонних соглашениях, как договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР» от 2001 года, где в ст.20 регулировалось и сотрудничество в этой деликатной сфере. Правовой базой многостороннего сотрудничества являлась Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.). В рамках ШОС к середине 2010-х годов была создана особая российско-китайская группа по миграционным вопросам с целью взаимодействия двух государств в таких областях как обеспечение законных прав и интересов мигрантов и гармонизация национальных законодательств в этой сфере.

Мы в социальных сетях: