ул. Большая Новодмитровская 23с1, оф.7
Трудовая миграция китайского населения на территорию Дальнего Востока (прежде всего Приамурья) начала проявляться далеко не сегодня. Еще в середине 19 века, в момент подписания знаменитых Айгуньского (1858 г.) и Пекинского договоров, по которому за Российской империей закреплялись обширные владения Уссурийского края, там находилось до 2-3 тысяч китайских охотников, торговцев и золотоискателей – то есть сезонных рабочих. Они не имели родовых корней в этих краях, однако были вынуждены отправляться на Север, так как уже тогда Циньская империя испытывала проблему перенаселения и переизбытка рабочей силы. В частности, об этом писал А.Г. Ларин, работавший какое-то время переводчиком в Шанхае, Пекине и других городах по всему Китаю.
Первоначально вопросы трудовой миграции китайцев мало регулировались российской администрацией (на это элементарно не хватало сил и средств), однако к концу 19 века ситуация стала меняться сообразно закреплению России в регионе, равно как и ослаблению цинов. Уже в 1970-х годах начался вывоз рабочей силы из Шаньдуна китайских рабочих на строительство в Хабаровск, а в 1886 году Верхне-Амурская компания для добычи золота впервые привлекла китайских рабочих (за минимальную плату). В начале 20 века начались грандиозные стройки, крепко связавшие Европейскую Россию с Дальним Востоком: Транссибирская магистраль, КВЖД (Китайско-восточная железная дорога). Широко использовался труд китайских отходников – молодых сезонных рабочих, в основном из Маньчжурии. Однако при безусловной дешевизне применения китайской рабочей силы это вовсе не было схоже с распространенным тогда вывозом рабочих-кули в США и Латинскую Америку – аналогом работорговли. Российское законодательство, пусть и не совершенно, как и российские чиновники по мере сил защищали иностранных рабочих.
Соответственно росла и численность китайских рабочих – до более чем 100 тыс. человек к 1910 году в зимний период и до 200-250 тыс. человек в сезон работ. Основными сферами применения такого труда оставались наиболее низкоквалифицированные профессии, чернорабочие специальности, однако преобладали китайцы также в производстве (строительство, лесное дело, в золотодобыче). Велика была доля и китайских предпринимателей (в 1910 году в Приамурье насчитывалось около 6 тыс. русских купцов, 3,5 тыс. – китайских, а промышленников – 1 тыс. и 900 человек соответственно). Циньские подданные играли большую роль в мелкой торговле, однако крупные предприятия были им недоступны.
В целом, такое положение сохранялось до самого конца монархии в России. Временное правительство, пришедшее ему на смену, получив от Китая дипломатическое признание, попыталось улучшить условия труда китайских рабочих. Например, к ним были допущены, в сопровождении русских чиновников, представители Китая. Однако много сделать оно не успело просто потому, что уже в октябре было свергнуто большевиками. Многие китайцы приняли участие в гражданской войне в России (называют цифру до 70 тыс. человек) на стороне красных.
Наш менеджер свяжется
с Вами в течение 15 минут
+7 (499) 128-01-37