Какие пенсии в Китае?

Какие пенсии в Китае?

Пенсионная система Китайской народной республики считается одной из самых молодых в мире. Еще совсем недавно пенсии были попросту недоступны для простых китайцев, поскольку в стране попросту не существовало подобной государственной программы.

 

 

Китайская пенсионная программа

В 1990 году не более 6% граждан КНР могли рассчитывать на возможность пенсионного обеспечения, причем это были, в основном, государственные служащие. Такой подход связан с огромным количеством пожилых людей в стране и эта тенденция сохранилась и до сегодня. В 2017 году количество пенсионеров составляло уже примерно 250 миллионов граждан в возрасте более 60 лет. Китайские власти существенно усилили внимание именно к пенсионной системе, а после всем известного запрета на второго ребенка была кардинально изменено пенсионное законодательство. Разумеется, это нововведение потребовало существенных финансовых затрат.

Пенсионные отчисления

Бюджет пенсионного фонда Китая формируется на основе взносов наемных сотрудников и непосредственно их работодателей. Современная система пенсионного обеспечения состоит из основной и накопительной частей.

Выход на пенсию

Конкретных показателей пенсионного взноса, в нашем понимании, в Китае не существует. Касаемо основной пенсии, отчисления на нее составляют сумму, не более 25% заработной платы, а делать такие взносы необходимо не менее 15 лет. Если же отчисления производились менее установленного срока, то человек может рассчитывать исключительно на минимальную пенсию, без социального страхования.

Что касается накопительной пенсии, то она состоит из взносов в размере 8% от заработной платы человека. При этом обязательным является внесение в пенсионный фонд основных взносов. Это правило касается работников как государственного, так и частного секторов экономики Китайской народной республики. Кстати, работники не ведут никакой отчетности. За подобные вопросы отвечает исключительно работодатель.

пенсия в Китае

Сельские пенсии

Система пенсионного обеспечения в КНР делится на городскую и сельскую. Последняя была специально разработана именно для сельской местности и имеет существенные отличия от той, которая действует в городах. Это принципиально добровольный вариант, в котором оперативные вопросы оставлены на усмотрение местных органов власти. Суммы пенсий, по сравнению с городской пенсионной системой, являются довольно небольшими, а участие в сельской системе предельно ограничено. По оценкам специалистов, в этой системе участвовало 54 миллиона человек, что составляет около 9% всего сельского населения. В 2006 году в сельской местности Пекина был запущен пилотный проект, в который вошло больше людей. Он был направлен на то, чтобы включить в официальную пенсионную систему сельское население Большого Пекина, насчитывающее более трех миллионов человек.

Городские пенсии

Городская пенсионная система основана на пекинских пилотных проектах и была официально запущена в 1997 году. Все началось с громких заявлений о пересмотре и кардинальном изменении всей пенсионной политики. На смену традиционным отчислениям от работодателей пришел принцип социального страхования. Реформа началась на уровне существующих китайских провинций с целью распространения ее уже на общий национальный уровень.

Государственная пенсионная система, как уже отмечалось, состоит из общей и накопительной частей. Компонент общей пенсионной системы финансируется исключительно за счет взносов работодателей в размере 20% от заработной платы, тогда как накопительный компонент финансируется за счет личных взносов работников в размере 8%. Кстати, ставки взносов были изменены в 2006 году. До этого компонент общей системы финансировался за счет взноса работодателя в размере 17%. Накопительный компонент финансировался за счет взносов работников в размере 3% от их заработной платы и взносов работодателей в размере 8%. В целом, городская пенсионная система распределена по стране с покрытием около 50%.

Несмотря на то, что что общей пенсионной системы хватило бы на обеспечение подавляющего большинства пожилых граждан, все равно этот компонент пострадал, поскольку местные органы власти сняли капитал с этих счетов для покрытия дефицита пенсий в распределительном уровне. Это привело к существенной проблеме банального отсутствия средств для выплат. Чтобы исправить ситуацию, китайские власти предприняли шаги по пополнения общего фонда за счет фискальных сборов от местных и центральных органов власти. Эта мера является частью пилотного проекта пенсионной реформы в провинции Ляонин, который стартовал в 2001 году с целью заполнить пустые счета средствами, эквивалентными 5% от заработной платы. 3,75% финансируются центральным правительством, а остальные 1,25% финансируются местными органами власти. После заполнения счетов баланс увеличивается на 1% от заработной платы каждый год, пока не будет достигнуто 8%.

Пенсия в Китае по возрасту

Пенсионный возраст в КНР зависит непосредственно от региона. Средний показатель выхода на пенсию для мужчин составляет 60 лет, женщин – 55 лет. Женщины, которые заняты физическим трудов, могут выйти на пенсию в 50 лет.

Что касается размера пенсионного обеспечения, то выплаты по возрасту составляют примерно 2 400 юаней (около 23 тысяч рублей), но это довольно обобщенный показатель, поскольку размеры выплат в разных провинциях могут кардинально отличаться. Например, проживающий в Тибете китаец может рассчитывать на 4 100 юаней, а житель города Чунцин – на 1 820 юаней.

также размер пенсий прямо связан с показателем заработной платы в регионе, ведт именно от этого взимается конкретный взнос в пенсионный фонд. Помимо этого, дополнительным фактором является уровень дотаций для конкретного региона, а также количество населения.

Еще одной причиной разницы в пенсионных суммах является профессия. Работники частных компаний и чиновники получают больше, чем остальные. К сожалению, уровень покрытия пенсиями в КНР сейчас не очень высокий – выплаты получает только четверть пожилых людей.

выход на пенсию в Китае

Проблемы пенсионной системы КНР

После того, как пилотная реформа дала положительные результаты, она была распространена на провинции Хэйлунцзян и Цзилинь в 2004 году и еще на восемь провинций в 2006 году. В конечном итоге реформы, вероятно, будут распространены по всей стране. Будущие реформы, скорее всего, будут сосредоточены на создании пенсионной системы на национальном уровне. Сегодня пенсионное обеспечение по установленным правилам действует на уровне провинций, округов или муниципалитетов. Администрация децентрализована, что означает значительную свободу действий на местном уровне.

Сельские трудящиеся-мигранты в городских районах, которых насчитывается около 150 миллионов человек, как правило, не охвачены городской пенсионной системой. Участие разрешено, но не обязательно. И работодатели, и сельские трудящиеся-мигранты неохотно идут на вступление в эту систему, поскольку вступление влечет за собой более высокие затраты на рабочую силу для работодателей, а трудящиеся-мигранты больше заинтересованы в немедленной выплате заработной платы, чем в пенсиях. Более того, их высокая мобильность по регионам препятствует развитию системы. Чтобы побудить работодателей и работников к участию в этом, местные органы власти начали экспериментировать в своих регионах. Например, в некоторых городах ставка взносов по общей и накопительной пенсиям была до 14%, при этом взносы вносят исключительно работодатели.

Важной причиной появления проблем в пенсионной системе КНР являются грубые ошибки в демографической системе. Это связано с ограничением рождаемости, что привело к ограничению количества молодежи. Сейчас на каждого пенсионера в Китае приходится два работоспособных человека, что является не очень позитивным фактором для дальнейшего развития системы в целом. Чиновниками неоднократно рассматривался вопрос о повышении пенсионного возраста, причем средняя продолжительность жизни в КНР составляет 60 лет.

Количество пенсионеров и пенсионный кризис

Как уже отмечалось, не все пожилые китайцы могут получить пенсию. По состоянию на 2021 год выплаты рассчитаны только на 153 миллиона человек из 231 миллиона. Эта проблема связана с регистрацией места проживания, то есть с пропиской. Целью внедрения жесткий регистрации был контроль над внутренней миграцией, что и привело к появлению двух систем – городской и сельской. При этом сельские жители могут работать в городах, но они, как правило, получают «черную» заработную плату и не могут рассчитывать на социальное обеспечение. В сельских регионах уровень пенсий и заработных плат предельно низкий, поэтому люди стараются таки или иначе получит работу в городах.

Перспективы развития

Реформа пенсионной системы является одной из самых важных социальных задач в Китайской народной республике. Чиновниками неоднократно вносились различные предложения по развитию:

  1. Поэтапное повышение пенсионного возраста. Для некоторых профессий планируется повышение возраста вплоть до 65 лет. В первую очередь это будут учителя, врачи и социальные работники.
  2. Полный охват населения пенсионным обеспечением. Для этих целей создается специальный резервный фонд.
  3. Реформа системы прописки. Учитывая разницу в пенсионных выплатах среди жителей городов и сельской местности, планируется ввести общую систему, которая будет способствовать уравниванию размеров выплат.

К сожалению, даже не минимальную пенсию могут рассчитывать не все жители Китайской народной республики. Сегодня обеспечением пожилых людей занимаются, преимущественно, их дети. Также государство не может предложить и льгот для пенсионеров, как, например, это принято в нашей стране. Китай попросту не может себе позволить тратить лишние деньги на подобные реформы.

В целом, китайская система пенсионного обеспечения сейчас находится в стадии долгосрочного развития. Развитие идет малыми темпами, что в первую очередь является следствием критического дефицита социальных бюджетов, а также огромного количества «черных» работников, которые попросту не отчисляют никаких взносов в пенсионный фонд. Впрочем, с подобной проблемой сталкиваются и другие страны, не только Китай.

Введите свой номер телефона, чтобы начать общение в WhatsApp
WhatsApp